«Переопределение» эмоций

« В группах чувства нередко подвергаются переопределению. Например, счастье — это чувство, которое хочет иметь каждый. Однако если счастье определяется как приближение к Богу, а Бог несчастлив (именно так обстоит дело во многих религиозных движениях), то единственный путь быть счастливым — это быть несчастным. Следовательно, счастье состоит в страдании, поскольку именно так вы можете стать ближе к Богу.» (Хассен)

Когда прочитал этот кусок у Хассена, то сразу узнал в нем то, что происходило со мной. Конечно, речь не идет о боге, но переопределение эмоций мне знакомо, и я пользовался им во время занятия практикой.
Я часто писал о механизмах, приводивших к декларированию себя ничтожеством и к мыслям, что только признав себя ничтожеством, можно считаться искренним. Как результат, у меня преобразовалось представление о ничтожестве — для меня оно хоть и было мучительным, но приобрело значение чего-то привлекательного и необходимого для просветления. Как у любого христианского мученика, у меня произошла подмена — нахождение черт ничтожества стало самоцелью и источником положительной самооценки.
Я привык считать себя умным человеком, и многих других людей тоже, но оказывается, что и умными людьми могут управлять такие (неосознаваемые ими) примитивные убеждения — «чтобы быть просветленным нужно стать ничтожеством, ничтожество — это хорошо». Поэтому даже мучаясь, я мог назвать свой опыт «в целом положительным» и отстаивать идею — жизнь беженцев и симпатов сложна, но в целом ведет к положительным результатам.

Categories: Интересные книги, Интересные цитаты, Методы манипуляций, Психология беженца, Сектантство | Оставьте комментарий

Навигация по записям

Добавить комментарий

Блог на WordPress.com.

