Изменения личности, вызываемые страхами

Страх наказания в среде симпатов и беженцев состоит в основном из следующего:

  • Страх выявления в себе чего-то неприемлемого, что может привести к изгнанию. Это может быть одна фраза или набор действий, неоднократно до этого обсуждавшийся. [ Страх неопределенного будущего и страх потери статуса ]
  • Страх, что обсуждение даже невинной ситуации может привести  к непредсказуемым последствиям или исключению из среды, к которой ты принадлежишь. [Страх непредсказуемости и неадекватности наказания  ]
  • Страх потери принадлежности к эксклюзивной, исключительной группе людей — симпатов и беженцев. [ Страх потери статуса и обесценивания своей личности ]
  • Страх потери возможности общения с Бодхом. Отсутствие Бодха в жизни воспринимается как ее провал и доказательство ничтожности себя как личности. [ Страх обесценивания усилий и жизненного опыта. Страх потери человека, на мнении которого основана самооценка ]
  • Сильный страх осуждения за мысли и действия, которые не соответствуют представлениям о правильности в среде беженцев или их ожиданиям. Страх изгнания и коллективного осуждения за возникающие сомнения и негативные трактовки. [ Страх наказания за мысли, осуждаемые большинством ]
  • Опасения, что составленное о тебе мнение — клеймо, от которого уже никогда не избавиться. [ Страх пожизненного остракизма и отлучения от общества ]
  • Страх, что изгнание является а) почти концом жизни и б) авторитетным и окончательным подтверждением того, что ты являешься ничтожеством.  [ Страх окончательного приговора, с которым ты никогда не сможешь спорить ]

Самое интересное здесь не только фиксация страхов, но и их четкое обозначение словами. Если обозначенные страхи выписать из скобок отдельно, то картина больше не будет казаться «не такой уж страшной». Мне кажется, мало кому она покажется безобидной. Представь, что из этого во многом состоит твоя жизнь.

Страх непредсказуемости и неадекватности наказания.
Страх обесценивания своей личности.
Страх потери человека, на мнении которого основана самооценка.
Страх неопределенного будущего, страх потери статуса.
Страх обесценивания совершенных усилий и своего жизненного опыта. 

Страх наказания за мысли, осуждаемые большинством.
Страх пожизненного остракизма и отлучения от общества.
Страх окончательного приговора, с которым ты никогда не сможешь спорить.

В такой атмосфере с большим трудом выживает что-то в живое в человеке.  Мой способ «решения проблемы» был во многом страусиным — отрицание того, что эти страхи есть. Когда их все же становилось так много, что я залипал в депрессии, то я шел на частичное признание их наличия — но тут же отрицал, что это оказывает влияние на мою жизнь и на мою личность. Следующим самообманом было убеждение себя в полезности такой атмосферы как стимула для преодоления негативных эмоций и страхов. Конечно, это не так — ведь моим основным способом взаимодействия с этими страхами было их игнорирование.
Когда я понимал, что со мной происходит все-таки что-то разрушительное и неприятное, я всегда выбирал считать, что это исключительно мои проблемы, которые лишний раз доказывают мою никчемность. Я был уверен, что в такой форме они больше ни у кого из беженцев или симпатов не встречаются.

Потом оказалось, что это свойственно практически всем беженцам и симпатам, и тогда стали возникать вопросы — насколько такая атмосфера способствует развитию человека и к каким изменениям может привести постоянное наличие таких страхов в жизни. Ответ кажется простым.

************************************

Описание характерного психологического состояния одним из симпатов. Мои комментарии в скобках.

(Потеря способности адекватного общения и фоновые страхи, переходящие в агрессию)  «Я не могу общаться вживую. Когда я начинаю отстаивать свои интересы, меня трясет от страха, не могу спокойно говорить, у меня начинает дрожать голос. Я набрасываюсь на людей, когда считаю, что меня несправедливо обидели, даже на шутки, в которых вижу намек на то, что меня хотят уязвить. Мне стыдно за себя. Когда Ры задавала вопросы, у меня поднималась волна напряжения и переходила в парализующий страх. Я воспринимала ее вопросы не как проявление интереса, желания понять или помочь мне стать более счастливой, а вопрос типа «какого хуя?». То есть почему я не делаю так, как она предлагает. То есть как будто я заранее не права и она ругает меня за это. Как будто я «должна» работать, «должна» попросить купить новые занавески, «должна» пользоваться одним мылом с Т, «должна» не трясти головой. И я плохая, что не делаю всего этого. А это начало скандала. При этом, если бы я переписывалась в скайпе, то смогла бы спокойно объяснить, ответить на вопросы».

(Желание самоизоляции. Физиологические реакции на сильные страхи и фоновое чувство вины. Состояние страха и подозрительности) .»У меня не возникает желания объяснить свою позицию. Только желание закрыться, прекратить разговор. Дрожь в теле, уверенность, что меня ругают и мне не удастся ничего объяснить, все равно останусь плохой, и меня отругают и изобьют. Блин хочется плакать от того, что меня так изуродовали, я даже не могу общаться вживую. И мне страшно, когда кто-то кроме меня есть в комнате, поэтому я всегда сижу одна в комнате. Когда кто-то рядом у меня сильное напряжение, страх.

(Панический страх людей, сопровождающийся физиологическими реакциями) «Мне сильно стыдно признаваться таком сильном страхе людей. Я всегда делала вид, что я сильная, прикрывала свою неуверенность чсв и агрессией. А теперь оказывается я дрожащий таракан, который даже разговаривать(!) с людьми не может. Еще страшно признаваться в том, что не могу находиться с кем-то в комнате. Кажется, что меня сразу выгонят, потому что тут однокомнатная квартира, и нас тут будет трое скоро. Когда я сижу в метро, то постоянно испытываю такой же страх людей. Очень часто он сковывающий, сводит шею и плечи, и я не могу двигать головой. Особенно, когда поезд останавливается и заходят люди. Мне кажется, они меня сейчас ударят. Кажется если начну двигать головой, то сильно дернусь и всем вокруг станет ясно, что я сейчас боюсь всех на 100. Когда поезд трогается, то тело наклоняется и мышцы расслабляются, и от постоянной качки во время движения тоже расслабляются».

(Ненависть к себе, уверенность в том что ты дерьмо и ничтожество) «Еще есть такая же уверенность как у Воробья. Что я не достойна жить. Что я мразь и меня надо убить».

Categories: Психология беженца, Сектантство | 2 комментария

Навигация по записям

2 thoughts on “Изменения личности, вызываемые страхами

  1. esperanza

    Илья, Вы изучаете литературу по манипуляции сознания. Есть еще Чалдини, Ландгоуни, Аронсон и мн. др. Если нужна помощь в поиске, пишите, кое с чем могу помочь.
    Успехов Вам!

  2. Давай на ты? Да, мне бы хотелось найти на русском еще пару книжек, которые я не нашел в электронном виде

    Эдгара Шайн «Принудительное убеждение»
    «Дэвид В. Кейрси (первая и вторая книга) «Пожалуйста, пойми меня II: Темперамент, характер, интеллект»
    Йикли «Дилемма ученичества»
    Если они у тебя есть, то пришли на salardayuni@gmail.com ?

    Чем тебе понравились Чалдини, Ландгоуни, Аронсон? Просто книжек по этой теме огромное количество, и за всем не угнаться; у одной Лалич в конце книги огромное количество книг, котрые она рекомендует.

Добавить комментарий

Блог на WordPress.com.

