В поисках Гурджиева

Гурджиев

Э.Сторр: «Мы, конечно, страдали, и ничего не имели против того, чтобы передохнуть, но в нас ни осталось больше ни капли протеста – потому что единственное, чего мы действительно хотели, было продолжать идти за Гурджиевым. Все остальное – просто не имело значения».

В книге Энтони Сторра «Исследования гуру. Колоссы на глиняных ногах» описывается несколько лидеров деструктивных групп, а также их действия, созданная система верований, методы воздействия и система наказаний. Речь идет о группах, существовавших в 1960-80-х годах, в основном в Соединенных Штатах. Способность людей закрывать глаза на происходящее, вытеснять действия выбранных ими учителей и убеждать себя в непогрешимости их действий кажется настолько неизученной, что остается только поражаться результатам происходящих трансформаций в психике людей. Для меня описанные примеры – доказательства способности людей вытеснять невозможное и продолжать убеждать других в том, что жизнь их была во многом счастливой.

  • Группа #1:

Джим Джонс

В первой группе лидер (Джим Джонс) насиловал людей сексуально, публично подвергал наказаниям вроде надевания на голову штанов с собственной мочой, проводились публичные избиения на церковном подиуме, некоторых заставляли есть перемолотый острый красный перец, иногда наказанных опускали в колодцы. [В рядах этой группы не состояли психи, участники были обычными людьми, которых ты видишь каждый день. Несколько адвокатов, люди из среднего класса, медсестры, и так далее]. Группа закончила массовым самоубийством большинства членов.
Вроде, куда уж дальше? Что еще необходимо сделать, чтобы заставить людей усомниться в происходящем?

Э. Сторр: «Доктор Джеймс С. Гордон – психиатр, который интервьюировал в течение 10 лет людей, выживших после массового самоубийства в группе, с удивлением отмечал, что ни один из оставшихся в живых не жалел о времени, проведенном в группе».

  • Группа #2.

Лидер второй группы (Давид Кореш) бил детей от восьми лет и старше, занимался сексом с мальчиками и девочками начиная с 12 лет, которых брал у участников группы. Мужчин и женщин он разделял, и мог пользоваться женщинами группы по своему усмотрению. Когда он считал, что наказание заслуженно, то он мог опускать людей в сточные канавы, впоследствии не позволяя мыться.
Тоже, кажется, должны возникать вопросы, действительно ли человек, совершающий подобные действия, является адекватным.

Э. Сторр: «Дэрек Ловлок, один из выживших после осады ранчо группы агентами ФБР, тем не менее настаивал, что Давид Кореш был честным и сострадательным человеком. Он считал, что мы все были одной большой семьей, у нас было чувство общности и мы верили в одни и те же вещи».

Когда ФБР штурмовали ранчо Давида Кореша, то расчет был на то, что многие ринутся на свободу в проделанные ими отверстия в стенах зданий на ранчо. Они предполагали, что матери с детьми точно кинутся наружу – ведь это их детей насиловали.
Никто наружу не ринулся.

Давид Кореш

Интересно объяснение, которое Сторр дает этим событиям: « И в той и в другой группе практически не было «перебежчиков на другую сторону». С того момента, когда гуру убеждает последователя в своем мессианском статусе, поведение участников, расцениваемое по привычным стандартам обычных людей, становится бессмысленным. Вера в учителя полностью отменяет рациональные рассуждения».

Дальше Сторр пишет об удивительном (и оказывается давно известном) в психологии явлении, которое называется folie a deux.
«Если два человека живут вместе, и один из них сумасшедший, то второй человек может стать исключительно убежденным (как минимум) в нескольких убеждениях, разделяемых другим человеком. Если человек с отклонениями устранен из этой среды (например, помещен в госпиталь), то часто второй выздоравливает и со временем возвращается к адекватной картине мира. К сожалению, в среде, созданной Корешом и Джонсом, уход был невозможен».

Когда я читаю описания Сторра, то вопрос, который я себе нередко задавал – «как можно не замечать стольких вещей в собственном опыте» – перестает казаться глупым. Очевидно, что люди могут не замечать намного большее, чем описано мной. Происходящее очень напоминает сказанное Крамером: «Однако даже с наилучшими намерениями, принятие роли духовного авторитета для других людей запускает в движение систему взаимодействия, которая механична и предсказуема».

Реклама
Categories: Психология беженца, Психология гуру, Разные группы, Сектантство | 4 комментария

Навигация по записям

4 thoughts on “В поисках Гурджиева

  1. Peter

    Спасибо. Бегло просмотрел книги Сторра http://www.goodreads.com/author/list/36033.Anthony_Storr, упоминаемой Вами не нашел, какое точное название

  2. Jerry

    А есть в электронном виде? Очень интересно прочитать.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: