Георгий Гурджиев

Георгий Гурджиев

Сначала – пара цитат из Гурджиева, где довольно открыто говорится о принципах, на которых основываются многие деструктивные группы (секты).

  • «Люди, убеждал Гурджиев, суть не что иное, как машины, спящие автоматы, подчиняющиеся законам механики, не способные ни к каким осознанным действиям, требующие для себя руководителя».

То есть людям внушается идея их ничтожности, и вместе с этим, конечно, появляется сильное чувство вины за то, что ты «такой». Это мало чем отличается от идей врожденной греховности, свойственной для христиан, только убеждение происходит не в такой ярко выраженной догматичной форме. Затем указывается путь к спасению, который лежит как в беспрекословном принятии учителя, так и убеждении, что выбранное учение – единственно верное.

  • «Люди как звери будут уничтожать друг друга, большая часть их погибнет в этой небесной драме, и прежде всего те, кто не был к ней готов, кто не усовершенствовал себя по системе Гурджиева, позволяющей успешно освоившему ее слиться с космосом, раствориться во Вселенной. Спасутся, заявил Гурджиев, только те, кто примкнет к нему.

***

Выдержки из биографии Гурджиева. Сказанное здесь во многом повторяет то, что писал Энтони Сторр в книжке, посвященной исследованию психологи людей, которых многие считали гуру и уникальными духовными учителями.

«Личность Гурджиева окружена тайной и легендами. Согласно им Гурджиев — праведник, обладающий бессмертием, общавшийся с Христом, Александром Македонским, святой, наделенный сверхъестественным даром творить чудеса, обладавший завидными знаниями как в гуманитарных, так и в точных науках, ласковый и заботливый учитель и человек обладающий даром предвидения будущего.

Георгий родился в Армении в семье малоазийского грека и армянки. Повзрослев, Гурджиев решил восстановить древнее знание, о котором ему так много рассказывал отец. В поисках тех, кто являлся носителем этого знания, он отправился странствовать. На своем пути Георгий встречал молодых людей, увлеченных идеей восстановления древней «мудрости». Постепенно формировалась группа, которую Гурджиев назвал общиной «Искатели истины». В общине царила жесткая дисциплина. Все беспрекословно подчинялись указаниям Гурджиева. По его приказанию все они покинули свои дома и отправились в путешествие по дальним уголкам России и в соседние с ней страны, на поиски «знания». Вопреки утверждениям Гурджиева, что маршруты их путешествий проходили по территории Тибета, Китая, Индии, в действительности ни он сам, ни его последователи дальше Средней Азии и Афганистана не добирались Во время этих странствий они знакомились с ортодоксальными мусульманами, с эзотерическими общинами, вроде суфийского ордена Накшбенди, проповедовавшего идею ущербности и греховности человека и видевшего в Вельзевуле одно из божеств. Осели «искатели истины» в Ташкенте, где Гурджиев завершил оформление своего учения, впоследствии изложенного им в десяти книгах, разделенных на три серии, под общим названием «Все и вся». Три книги первой серии, названной «Сказки Вельзевула», являются центральными в учении Гурджиева. В них более чем на тысяче страниц излагаются похождения Вельзевула (причем многие термины Гурджиев изобретал сам, соединяя корни слов разных народов в одно слово). Последний восстал против «бессмысленности» устройства нынешней Вселенной, за что был сослан Верховным Владыкой Мира на одну из отдаленных планет — Марс. Оттуда Вельзевул обнаружил, что рядом с ним находится еще одна планета, к тому же населенная людьми. Это была Земля, медленно и постепенно вырождавшаяся, ибо ее население давно забыло о своем священном предназначении и тем самым утратило право на бессмертие. Вельзевул решил спасти землян и открыть им истину Изложению ее и посвящены страницы упомянутого сочинения. Гурджиев писал, что человек некогда обладал великим даром — свободной волей, самосознанием и бессмертием. Но это все первоначальное естество человек сегодня утратил, и задачей самого Гурджиева является возвращение людям их естественного состояния, в том числе и бессмертия.

Гурджиев переехал в Москву и приступил к созданию научно-методического центра «искателей истины». Своему учреждению Гурджиев дал громкое название — «Институт гармонического развития человека». Строительство шло полным ходом. Великий маг дневал и ночевал на месте будущего «института». Всем, кто записывался в него, уплатив, конечно, взнос, он обещал скорое его открытие. В Москве члены группы платили немалые по тем временам деньги, тысячу рублей, и, работая с ним, продолжали заниматься своими делами. «Есть несколько аспектов этой идеи, — говорил учитель. — Работа каждого человека может включать расходы, путешествия и тому подобное. Если же его жизнь организована так плохо, что тысяча рублей в год оказывается для него затруднением, ему лучше за эту работу и не браться. Предположим, по ходу работы ему потребуется поехать в Каир или в какое-то другое место. У него должны быть для этого средства. Благодаря нашему требованию мы узнаем, способен он работать с нами или нет. Кроме того, — продолжал Гурджиев, — у меня слишком мало свободного времени, чтобы я мог пожертвовать его другим, не будучи уверен, что это пойдет им на пользу. Я очень высоко ценю свое время, потому что оно нужно мне и для собственной работы, потому что я не могу и, как сказал ранее, не должен тратить непродуктивно. Есть во всем этом и другая сторона, люди не ценят вещь, за которую не заплатили».

Однако ему не удалось открыть в Москве свой институт: помешали непредвиденные события, о которых Гурджиев, обладавший, по его словам, даром предвидения будущего, даже и не догадывался. Революция, о которой ему ничего не сказали астрологические гороскопы, расстроила его планы.

Гурджиев бежал в Грузию и пытался организовать институт там. Когда в Грузии победила советская власть, чудотворцу снова пришлось спасаться бегством, на этот раз в Турцию. Он познакомился с окружением племянника турецкого султана Сабахедцина, а затем и с самим принцем — большим поклонником черной и белой магии, оккультизма и спиритизма. Поэтому Гурджиеву не составило больших трудностей заинтересовать принца, богатого как Крез. Однако история и здесь подшутила над Гурджиевым. В Турции произошла буржуазно-демократическая революция, в результате которой принц лишился всех своих привилегий и состояния.

Очередным местом пребывания Гурджиев избрал Париж. Здесь в 1922 году ему наконец-то удалось реализовать свою давнюю мечту — основать «Институт гармонического развития человека». Помог ему в этом американский богач Дж. Беннет, с которым Гурджиева еще в Стамбуле познакомил принц Сабахедцин. С того момента между ними установились самые тесные отношения ученика и учителя. Беннет внес большую сумму денег на создание «института», а также уговорил еще несколько богатых американцев вложить деньги в реализацию проекта века.

Желающий пройти курс обучения в «институте» Гурджиева должен был внести предварительно весьма и весьма солидный денежный взнос на банковский счет «учителя». Вот почему его учениками могли быть только состоятельные люди. Большое внимание уделял Гурджиев рекламе своего предприятия. В интервью журналистам, представлявшим различные западные массовые издания, он говорил, что знает чудодейственные методы исцеления от всех недугов — физических и психических, волшебные способы самосовершенствования личности, и что получил эти знания во время путешествий по странам Востока от «истинно святых и мудрых учителей». Они открыли ему тайны Вселенной и Человека и наделили его чудесными свойствами, превратив в сверхчеловека — мага и волшебника. Исцеление страждущих Гурджиев связывал с познанием истины, которую якобы можно познать в стенах его «института».

Недостатка в желающих попасть в «институт» Гурджиев не испытывал. Его «институт» стал местом настоящего паломничества. Страждущие стекались со всех концов мира, привлекаемые слухами о «чудодейственных» исцелениях тех, кто еще недавно был серьезно болен телом и духом. У Гурджиева не было ни врачей, ни лекарств, ни больничных палат, ни утомительных процедур. В «институте» лечили нетрадиционными методами, причем исцеляли не какую-то конкретную болезнь, а всего человека, его душу, не подвластную науке. Волшебным средством исцеления являлось магнетическое влияние подлинного мага и чародея — сверхчеловека Гурджиева.

«Институт» очень напоминал монастырь. Правда, срок пребывания в нем ограничивался тремя годами. На протяжении данного времени за ограду, отделявшую учебный корпус от внешнего мира, никого не выпускали. Да и времени у слушателей для этого не было — все они усердно работали на скотном дворе, в саду, огороде, ремонтировали автомобили.

К автомобилю, к механизмам вообще у Гурджиева была неодолимая страсть. Его мистицизм удивительно сочетался с механистическим мировоззрением. На лекциях, которые Гурджиев читал по вечерам своим ученикам после напряженного трудового дня, он сравнивал свой «институт» с авторемонтной мастерской, где восстанавливают изношенные в дальних путешествиях машины. Люди, убеждал Гурджиев, суть не что иное, как машины, спящие автоматы, подчиняющиеся законам механики, не способные ни к каким осознанным действиям, требующие для себя руководителя.

Человек — машина, или человек — фабрика (эти сравнения Гурджиев также часто использовал в своих лекциях), состоит из трех отделений, цехов — голова, грудь, живот. Каждый из цехов получает соответствующее его механизмам сырье: голова — информацию и впечатления, грудь — воздух, живот — пищу. На основе определенного вида сырья вырабатывается и соответствующий вид продукции. Но, к сожалению, из-за неполадок в механизмах из цехов часто выходит брак в виде страха, эгоизма, озлобления, болезней. От брака можно избавиться, исправив механизмы каждого цеха. Для этого »учитель» разработал систему специальных упражнений для головы и груди, а также особую диету для желудка. Вот почему одно из центральных частей курса в Фонтенбло были балетно-акробатические упражнения (Гурджиев в молодости преподавал танцы и акробатику, выступал с акробатическими упражнениями в цирке). Он собирал всех своих учеников в специальном зале, где они должны были выполнять иногда простые, а нередко и сложные и утомительные упражнения, принимать немыслимые позы и пытаться удерживать их значительное время. Были случаи, когда ученики падали в обморок от истощения, перенапряжения и кровоизлияния в мозг.

При всем своем увлечении техникой Гурджиев не изменял оккультизму и мистике. По его мнению, законы механики — это лишь низший тип законов. В глубинах же Вселенной действуют высшие внефизические законы, и прежде всего так называемые законы творения. Да и человек не такой уж простой механизм. В нем спят непробудившиеся силы, которые могли бы приобщить его к бессмертию. Но для их пробуждения необходимо в первую очередь изменить сами законы космоса, в соответствии с природой которого развивается человек.

Обосновывая данные тезисы, Гурджиев утверждал, что Луна не космическое тело, а живое существо, космическое чудовище. Она высасывает всю энергию, которую вырабатывают живые организмы на Земле, в том числе и люди, потому они и находятся во сне, живут, как автоматы. Но такое положение недолговечно. Вскоре Луна, набравшись сил, посягнет на власть Солнца, тоже живого существа со своим характером и претензиями. Начнется битва двух небесных гигантов. Земля же, лишенная Луной своей энергии, сейчас спит. Однако в момент схватки космических гигантов проснется: начнутся войны, люди как звери будут уничтожать друг друга, большая часть их погибнет в этой небесной драме, и прежде всего те, кто не был к ней готов, кто не усовершенствовал себя по системе Гурджиева, позволяющей успешно освоившему ее слиться с космосом, раствориться во Вселенной Спасутся, заявил Гурджиев, только те, кто примкнет к нему. Скорее всего, они спасутся бегством в другие уголки космоса, которые будут открыты для них лучом творения, познанным в ходе духовной эволюции.

Свое учреждение Гурджиев пытался превратить в доходное предприятие. Он растянул рабочий день своих учеников до 14 часов, в несколько раз увеличил вступительный взнос, читал лекции. Наконец, написал и издал многотомный труд «Все и вся», который надеялся выгодно продать хотя бы своим ученикам.

И вначале Гурджиеву сопутствовал успех. Он стал популярным во Франции, Англии, Германии, даже в Америке. К нему стремились толпы жаждавших чудесного исцеления от духовной и физической импотенции и просто любопытных. Они вносили крупные вступительные взносы на банковский счет учителя, раскупали его книги, ожидая, когда же появится свободное место в гурджиевском монастыре.

Но постепенно климат в Западной Европе менялся. В воздухе запахло порохом, люди стали больше думать о спасении тела, а не духа. Ученики начали разъезжаться по домам. Доходы Гурджиева резко упали Особняк, сельскохозяйственный инвентарь, автопарк и голландских коров власти описали за долги. «Институт гармонического развития человека» прекратил свое существование. Гурджиев, покинутый всеми, последние дни жизни провел в нищете Пережив вторую мировую войну, он скончался в 1949 году в Париже, в приюте для бездомных.

Реклама
Categories: Гурджиев, Психология гуру | 18 комментариев

Навигация по записям

18 thoughts on “Георгий Гурджиев

  1. мяу

    жаль, что есть такие люди, которые эксплуатируют человеческие слабости

    • Да, жаль, конечно. Причем, мне кажется, это та «отрасль», где эксплуатирование человеческих слабостей, имеет крайне разрушающие последствия для психики людей.

  2. Саша

    После первых строк топика, у меня наконец сложилось понимание, почему симпаты это секта, потому что симпаты – это деструктивная группа. Раньше я смотрела на формальные описания секты и не могла провести параллели с сектой, т.к. симпаты слишком отличаются от сект, о которых мне приходилось знать ранее. Я думала, что проблемы, которые возникают внутри Мира Симпатов являются в теории разрешимыми, просто организация плохая, неправильный подход. Но, сейчас я думаю, что принцип “брось все и будь счастлив” сам по себе является разрушительным. Во первых под этот лозунг собираются те, кому мало, что терять, заведомо деструктивные личности. Следом у этих людей происходит полный отказ от попыток решить социальные проблемы, что приводит их в состояние еще большей изоляции. Т.е. они оказываются в ситуации, когда многие вещи в жизни становятся недостижимыми и стараются найти удовлетворение в простом забивании примитивных потребностей, которые им еще доступны. Но, человек более сложное существо. И т.к. развитие и переход на новые уровни удовлетворения более сложных потребностей не может произойти в виду деструктивного отказа от конструктивного взаимодействия с обществом, то удовлетворение таких потребностей остается недостижимым. Само существование таких потребностей уходит из мировоззрения этих людей. Происходит сужение сознания. Эти люди начинаю балансировать на уровне депрессивно-истеричных состояний. При этом, т.к. они уже считают, что путь взаимодействия с окружающим миром выбран верно, то винят в своих состояниях только себя и готовы принять любую правду из рук учителя. Симпаты не взрывают себя в метро только по единственной причине – это не нужно Бодхи.

  3. Кли

    Любое явление, в том числе человека, можно рассматривать в разных проекциях в зависимости от того что именно ты хочешь увидеть, что для тебя сейчас важно. Проекция не равна, в принципе не может быть равна самому явлению. Все будет зависеть от твоих вв — что именно для тебя во всём этом главное, что тебя привлекает, цепляет, пугает и пр. А ум соберёт и рационализирует выбранное в любую достоверную картинку. Короче, я с тобой не согласна

  4. Кли

    В том,, что не делом он занимается.

    «Нет, не критик, который кто замечает досадные ошибки, не человек, указывающий, где сильный споткнулся или где тот, кто делает дело, мог бы справиться с ним лучше, — уважения достоин тот, кто на самом деле находится на арене, у кого лицо покрыто потом, измазано кровью и грязью, кто отважно борется, кто допускает ошибки, и раз за разом проигрывает, кто знает, что такое великий энтузиазм, великая преданность, и не позволяет себе свернуть с достойного курса, кто, если ему повезет, достигает в итоге высочайшего триумфа, а если не повезет, если он проигрывает, то по крайней мере, после великих дерзаний, и потому его место никогда не смогут занять те холодные и робкие души, которым не знакомы ни победа, ни поражение.»

    • Ideafresca

      Если честно, я плохо понимаю о чем ты хочешь сказать. Ты пишешь отстраненно, намеками, так, как будто я сама должна догадаться о чем идет речь, оставляя большой разброс для моего воображения.

      Было бы здорово, если бы ты прямо написала о ком ты говоришь, что относится к досадным ошибкам, которые следует игнорировать и кого незаслуженно обошли уважением. В этом случае обсуждение может стать интересным.

    • «…кто допускает ошибки, и раз за разом проигрывает, кто знает, что такое великий энтузиазм, великая преданность, и не позволяет себе свернуть с достойного курса»

      — Про каких конкретно людей ты это говоришь?

    • Skye

      Красиво написанный абзац, который, кстати, ты «позаимствовала» у Бодхи. Только если вчитаться, вкратце его смысл сводится к следующему: любой человек, кто критикует и ничего не делает сам — плохой. Таким образом, этот абзац опускает любого человека, кто осмеливается критиковать что-либо, делая из него бездельника и апофеоз зла.

      Весь этот красиво написанный, высокопарный и художественный абзац — простое, совершенно на уровне детского сада, нападение на личность оппонента.

      Во-первых, Лось не относится к людям, которые ничего сами не делают — хотя бы потому, что он ведет этот блог и ему не все равно, что будет с теми людьми, кто еще остался в том обществе, которое он сам искренне расценивает как деструктивное. Во-вторых, от того, что он думает своей головой и больше не разделяет твоих восторгов по поводу создаваемого Бодхи общества, он не становится ни бездельником, ни недостойным человеком.

      В-третьих, ты применяешь авторитетную и одобренную фразу, чтобы надавить на людей, которые не согласны с твоим мнением — а это абсолютно типично сектантское поведение, основанное на запугивании, совершенно примитивных манипуляциях, попытках вызвать чувство вины и собственной неполноценности. Что характерно, ты вряд ли отнесешься к этому серьезно, если эту цитату тебе напишет например твоя мать — «я всю жизнь старалась и пробовала, ну, наделала кучу ошибок, ну что ж поделать — не ошибается только тот, кто ничего не делает». А это уже пример двойных стандартов. Скорее всего, ты совершенно справедливо ответишь матери: «Хорошо, тогда ты ошиблась. Но сейчас-то ты можешь изменить свое поведение. Вот я указала тебе на серьезные ошибки. Однако ничего не меняется уже год за годом».

      Фокус в том, что Бодхи не меняет своего поведения, хотя любой сколь-либо внимательный человек заметил бы, что с «близкими» людьми что-то не то происходит. И Лось не один такой — большинство вещей, о которых он пишет, озвучивались в то или иное время разными мордами, симпатами и беженцами. Равнодушие «необыкновенного» человека Бодхи к тому, что люди превращаются в сектантов, а также сопротивление попыткам изменить это общество, и позволяет сделать о нем совершенно однозначные выводы.

  5. Кли

    Ок, Идея. Мои слова «не делом он занимается» относятся к Лосю, который критикует тех, кто находил в себе силы и смелость выходить «на арену», создавать что то в мире, поднимать человеческие волны. И не стоит это обесценивать, оно на дороге не валяется.
    Упомянутые им люди прожили насыщенную и яркую жизнь, воодушевляли и будут воодушевлять других людей. И очень многие испытывают к ним благодарность. Поэтому неприятно такое желание их опустить.
    Конечно, у них можно найти ошибки и всякие омрачения, как притянутые за уши, так и реальные серьёзные, где там они облажались. И говорить об этом может быть уместно и нужно для чего то, для какого то дела. Но здесь мне видится критика ради критики. Так вот я вижу. Эта настроенность и неприятна.

    • Мне кажется, ты занимаешь позицию, которую в своем комнетарии и осуждаешь.
      Говоря о собранных в блоге материалах и не приводя аргументы, подтверждающие твою точку зрения, ты попадаешь в положение человека, который занимается критикой и не утруждает себя действиями.

      • Кли

        Да, это так, я тоже сейчас занимаюсь критикой.
        Ты находишься в плоскости «я прав – они неправы» и предлагаешь мне идти туда с моими аргументами. Я это делать не буду. Моё отношение вобщем я уже написала, , разбирать подробности — для меня в этом нет ни какого — то конструктивного смысла, ни энтузиазма
        Мне нравится как ты пишешь, как ты держишь мысль, но не раз тебе хотела сказать, что неприятно читать и в прошлых твоих блогах и в этом, когда ты пишешь о людях и анализируешь их Потому что ты, твоё рс повёрнуто на осуждение, разоблачение, принижение,

        • Потому что ты, твоё рс повёрнуто на осуждение

          Любая критика будет восприниматься так при несогласии, это понятно.

    • «Моё отношение вобщем я уже написала»

      Было бы интересно, если бы ты чуть более развернуто сказала о своей позиции — не для того чтобы спорить с тобой (я понимаю, что ни желания ни энтузиазма аргументировать у тебя сейчас нет), просто хочется понять, «где ты сама стоишь».

      Мнение морд, беженцев и бодха о тебе выглядит так:
      «Кли, давно и безответно испытывающая не самые светлые чувства к мордам и Бо :), сегодня написала, что у нас тут атмосфера сталинизма, когда людей допрашивают, с кем они общаются и почему, после чего подвергают репрессиям. И вот, надвигается новый 37-й…»
      Сама ты пишешь немного другое: «Упомянутые люди прожили насыщенную и яркую жизнь, воодушевляли и будут воодушевлять других людей. И очень многие испытывают к ним благодарность. Конечно, у них можно найти ошибки и всякие омрачения, как притянутые за уши, так и реальные серьёзные».

      Это довольно конфликтные утверждения, мне кажется.

    • Ideafresca

      Кли, в том то и дело, что никто никого не опускает. Ты говоришь высокопарными фразами, которые совершенно не отражают того, что происходит в действительности. Попытка пустить пыль в глаза.

      Выше Skye тебе ответила. И ее ответ совпадает с моей позицией. Лось пишет о деструктивном влиянии сообщества, которое не просто тормозит развитие, нет. Атмосфера и принципы сообщества симпатов воздействуют на личность крайне отрицательно, создавая условия, в которых симпат не может не воспринимать себя последним ничтожеством.
      То, что происходит — заметно со стороны, но самими симпатами данные вещи игнорируются. На ряду с осуждением и самоосуждением, в сообществе существуют компенсирующие механизмы, вроде теории разделения на симпатов и «хлюдей». Поэтому симпаты не все время прибывают в охуении от ущербности. Но также ведут себя презрительно и высокомерно — это обратная сторона ненависти к себе. Когда люди большую часть времени находятся в негативном состоянии, удовольствие от жизни для них недосягаемо.

      Выводы Лося опираются на его собственный опыт. Тогда как «критика ради критики» это нечто из другой плоскости.

    • watchtower

      А Лось не просто критикует. Он много лет отдал Селекции и имеет право об этом рассуждать. А цель этого блога, как я ее вижу — это показать, что при всей ценности теории, высказанной неким мыслителем, практика, да еще и в тесном коллективе, не всегда бывает полезна. И иллюстрирует это собственным примером.

      Может быть, это к делу не относится, просто приведу собственный пример. Некоторое время назад я очень увлекалась трудами Ошо, да и сейчас отношусь к этим книгам с симпатией. Но услышав, что у Ошо была секта, я пыталась это вытеснить, спорила, возмущалась. Сейчас я понимаю, что:
      — у Ошо были интересные идеи, которые он высказывал при жизни и которые остались в книжках
      — в его ашрамах, возможно, и существовало что-то типа секты —
      и меня это уже не напрягает! Более того, с накоплением знаний я понимаю, что идеи таких личностей, как Гурджиев, Ошо, Кастанеда настолько радикальны и непривычны для обычного человека, что если посвятить себя их реализации, то неизбежно возникнут перекосы, обычная жизнь будет разрушена, а обычных людей — большинство, и на большинство приходится ориентироваться, потому что число практикующих все равно ничтожно мало, чтобы ограничить свои контакты только ими.

      • Ideafresca

        «с накоплением знаний я понимаю, что идеи таких личностей, как Гурджиев, Ошо, Кастанеда настолько радикальны и непривычны для обычного человека, что если посвятить себя их реализации, то неизбежно возникнут перекосы, обычная жизнь будет разрушена, а обычных людей – большинство, и на большинство приходится ориентироваться, потому что число практикующих все равно ничтожно мало, чтобы ограничить свои контакты только ими».

        Если посвятить себя реализации чего угодно, что ты сам не разделяешь или принимаешь лишь на словах, то в этом случае неизбежны не только перекосы, неизбежно разрушение себя как личности, такие действия просто несовместимы с реализацией своих желаний.

        В случае, когда речь идет об идеях, которые воспринимаются человеком как совершенно разумные и адекватные, следовать которым легко и естественно — то тогда абсолютно все равно, что скажет и подумает большинство.

        Если большинство курит и пьет водку по праздникам, то разумно оставаться оставаться в меньшинстве.

        Да и в принципе — что интересного в том, чтобы ориентироваться на большинство или даже меньшинство? Интересно прислушиваться к себе и действовать согласно своим желаниям и своему пониманию.

        • watchtower

          Согласна.

          «Интересно прислушиваться к себе и действовать согласно своим желаниям и своему пониманию.» — эх, если бы это было просто, то не было бы сект и деструктивных групп, люди бы сами знали, что им делать, и жили каждый своей жизнью.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: