Зимбардо — Стэнфордский курс «Психология контроля сознания».

Филип Зимбардо — человек, который придумал и поставил Стэнфордский тюрeмный эксперимент.

Вкратце, описание эксперимента: В 1971 году Филип Зимбардо провел знаменитый эксперимент по социальной психологии тюремного заключения. Он и его коллеги приложили все усилия, чтобы тюремный опыт выглядел максимально реалистично. Двадцать один студент — добровольцы, принадлежащие к среднему классу, эмоционально устойчивые, зрелые, законопослушные, были разделены на охрану и заключенных. Предполагалось, что эксперимент продлится две недели, но его пришлось прервать по прошествии шести дней. Один из охранников сообщал: «Я удивлялся самому себе. Я заставлял их обзывать друг друга и чистить туалеты голыми руками. В сущности, я считал заключенных скотами и постоянно думал, что должен за ними следить на случай, если они попробуют что-нибудь выкинуть». В первые же дни заключенные организовали восстание. Они посрывали с одежды номера и забаррикадировались в камерах. Охранники поливали их из огнетушителей, врывались в камеры, стаскивали, одежду, забирали кровати, то есть запугивали как могли. На пятый день один из охранников написал в дневнике: «Я выбрал его [одного заключенного], чтобы глумиться над ним с особой жестокостью  — и потому что он напрашивался, и потому, что просто мне не нравился. Новый заключенный отказывался есть сосиску. Я решил заставить его, но он все равно не ел. Я запустил едой ему в физиономию. Мне не верилось, что это происходит со мной. Я ненавидел себя за то, что заставлял его есть, но его я ненавидел еще больше за то, что он отказывался». Тем временем заключенные были оскорблены и шокированы несправедливым и жестоким обращением. Зимбардо и его коллеги не ожидали такого быстрого превращения:
«Что было удивительнее всего в результатах этого искусственного тюремного опыта, так это легкость, с которой можно было спровоцировать садистское поведение у совершенно нормальных молодых людей, и заразительное распространение эмоциональной патологии среди тех, кого отобрали именно вследствие эмоциональной стабильности».

*

Наверное у людей все же возникает мнение, что это какой-то особенный эксперимент и в нем задействованы особые методы. Вот что сам Зимбардо об этом говорил на проводимом им курсе «Психология контроля сознания»:

  • «Мы узнаем, что никаких уловок или специальных трюков не существует, вместо них — систематическое применение многих методов, использование и проявление которых мы видели в других сферах социального влияния, только более интенсивное и в течение более длительных периодов. Социальная психология продемонстрировала, что все мы находимся под глубоким влиянием окружающей среды. Это в природе человека — приспосабливаться к тому, что воспринимается как «правильное» поведение.»

Мне сейчас не так сложно понять эту метаморфозу, ведь в мое понятие правильного поведения тоже входили «странные вещи» — я считал правильным ненавидеть мир вокруг, ненавидеть себя, ненавидеть людей за то, что они неискренние, я жил в хроническом чувстве вины, думая, что самобичевание и осознание себя ничтожеством приведет на определенном этапе к просветлению в моей жизни. В конечном итоге со мной произошли не менее странные перемены, чем в стэнфордском эксперименте, и отрицать влияние окружающей атмосферы, значит противоречить объективным свидетельствам, которые говорят об огромном влиянии конформизма.

 

Categories: Интересные цитаты, Психлогические эксперименты по групповому конформизму | Оставьте комментарий

Навигация по записям

Оставьте комментарий

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com.